Роспись алтаря православного храма

Закрыть ... [X]

роспись

Христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В своем начальном состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, приобрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее роспись алтаря православного храма ярко раскрылись после завершения эпохи иконоборчества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как:

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо- и новозаветных сюжетов.

Система росписи древнерусского храма выражала основные истины христианского вероучения, и прежде всего учение об Иисусе Христе. По форме храм напоминает корабль и имеет три двери как указание на Святую Троицу. Образ корабля, особенно Ноева ковчега, часто используется и по сей день для обозначения Церкви. Как Ноев ковчег был спасением от морских волн, так Церковь, ведомая Святым Духом, является для христиан прибежищем в житейском море.

Св. Нил Синайский (1-я пол. V в.), высказываясь относительно внутреннего оформления храма, подчеркивает положительное воздействие росписей на библейские темы, указывая на них как на альтернативу книге для неумеющих читать. «Пусть рука превосходнейшего живописца – пишет к Олимпиадору святой, – наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Завета, дабы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Христу Богу...»

КУПОЛ

В куполе храма обычно изображается композиция «Христос Пантократор» (Вседержитель), постепенно вытеснившая «Вознесение» в системе крестовокупольного храма, но имеющая тот же смысл. Икона Вседержителя в куполе представляет, согласно данной точке зрения, Христа во славе после Вознесения.

Оба варианта украшения купола эсхатологичны по своему содержанию. В повествовании из Деяний Апостолов о Вознесении возникает тема Второго Пришествия Спасителя.

ПАРУСА  И  СТОЛПЫ

Столпы. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображены те, кто проповедовал слово Божие, кто распространил, утвердил словом, подвигами, образом своей жизни христианскую веру. Истинные столпы Церкви – апостолы, епископы, подвижники, мученики.

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, и столпы, встроенные в стены и выступающие из них в виде лопаток, – конструктивная основа всего вещественного храма. Они же в духовном смысле – образ «столпов Церкви» – апостолов, святителей, учителей Церкви.

СПАС  НА  УБРУСЕ  И  СПАС  НА  ЧРЕПИИ

Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Св. Мандилион (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ») стал первой в истории иконой.

Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.

Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске (черепице, черпии), закрывавшей нишу, было подобное же изображение (Спас на черпии, Святое Черпие). После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором Константином VII Багрянородным и торжественно перенесён в Константинополь, этот день вошёл в церковный календарь как общецерковный праздник. Нерукотворные иконы Христа – Святой Плат и Святое Чрепие - были подвешены в специальных сосудах в Фаросской церкви Константинополя на обращенных друг к другу сторонах восточной и западной подпружных арок. Такая пространственная симметрия точно воспроизводила внутреннее пространство эдесской надвратной ниши, в которой был замурован Святой Убрус и на закладной черепице которой Он отобразился.

ПОЛОТЕНЦА

В системе храмовой росписи убрус (полотенца) — живописная имитация узорной ткани, используется для оформления нижних ярусов стен. Таким образом, святые образы находятся выше уровня человека, белая драпировка нижних ярусов призвана создать ощущение торжественности и чистоты. При этом нижняя, наиболее повреждаемая, часть росписи может быть без особого труда поновлена. Другим способом оформления нижних уровней стен является мрамор (в Византии, архитектуре барокко) и роспись стен под камень (мраморировка).

ТЕХНИКА  ФРЕСКИ

Фреска (от итал.  fresco — свежий), аффеско (итал. affresco) —живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи.

Нужно особо отметить, что все краски, использованные для росписи, – природного происхождения и приготовлены они из полудрагоценных камней и минералов. Так, в основе синего лежит лазурит. Зеленая краска имеет две минеральные основы – малахит и глауконит, рефть – смесь черной сажи и известковых белил. Охра – желтая глина.

СТРАШНЫЙ СУД

Православный храм можно назвать энциклопедией. В каждом храме присутствует вся история человечества, начиная с грехопадения Адама и Евы вплоть до современности, святых XX века. Кульминация мировой истории и вершина мироздания - Голгофа, место, где был распят Иисус Христос, совершилась Его Крестная жертва и победа над смертью в акте Воскресения. Все это сосредоточено в восточной части храма, там, где расположен алтарь. Пролог и эпилог мира - в противоположной части храма, на западной стене: здесь можно увидеть сцены сотворения мира, образ лона Авраамова - рая, где души праведных пребывают в блаженстве. Но чаще всего западную стену занимает изображение Страшного Суда, потому что выходя из храма через западные двери, человек должен помнить о том часе, когда закончится его земная жизнь и каждый предстанет на Суд. Однако, Страшный Суд должен не столько напугать, сколько напомнить человеку об ответственности за прожитую жизнь.


Источник: http://www.hramnevskogo.ru/o-khrame/stroim-khram/394-sistema-rospisi-drevnerusskikh-khramov


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Роспись православных храмов и церквей (икон, стен, купола) в Вязание медведей видео

Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма Роспись алтаря православного храма

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ